Компании: | 8 344 |
Товары и услуги: | 4 362 |
Статьи и публикации: | 452 |
Тендеры и вакансии: | 120 |
С конце мая в Москве проходил XII Экологический форум журнала «Экология производства», собравший более 100 специалистов.
Приехали экологи практически из всех регионов – от Сахалина до Калининградской области: представители различных фирм, оказывающих услуги природоохранного назначения, проектировщики, специалисты ЦЛАТИ и территориальных органов Росприроднадзора, экологи предприятий.
Всех интересовали прежде всего долгожданные изменения в нормативной правовой базе, о которых хотелось получить информацию «из первых рук» – от представителей Минприроды России.
Многим понравилась возможность совместить посещение крупнейшей в Европе выставки по отходам и природоохранным технологиям и консультации со специалистами центрального аппарата Росприроднадзора.
Хорошим дополнением к деловой программе Форума стали две экскурсии – по Москве и на производство Кока-Кола, где участники Форума смогли задать вопросы непосредственно экологам предприятия.
А.Г. Ганул, ООО «Проэксон», ЯНАО
От XII Экологического форума остались очень противоречивые впечатления. Организация и состав лекторов – прекрасные. Выступавшие специалисты грамотные, прекрасно разбирающиеся в теме. Но… ответить на вопросы природопользователей они не могут.
Законодательство несовершенно, при этом в последние годы внесено очень много изменений, которые ещё больше запутывают природопользователей. А если говорить о проектах законов, про которые нам рассказали представители Росприроднадзора, то вообще плакать хочется. И самое плохое, что когда эти законы будут введены, никто не знает, насколько они будут отличаться от проектов, и тем более в какую сторону.
Тезисно, примеры.
1. Паспорта отходов. Какие битвы устраиваются по качеству анализов, по оформлению самих паспортов, по количеству знаков – 13 или 11, по внесению паспортов в ФККО и т.д.! В приказе Минприроды России указано, что анализы проводит лаборатория, имеющая аккредитацию на выполнение количественных химических анализов. И всё. То есть если у лаборатории есть аккредитация на проведение химанализов воздуха, то по букве приказа (а Росприроднадзор не имеет полномочий трактовать нормативные акты) такая лаборатория имеет право выполнять анализы на компонентный состав отходов. Управления Росприроднадзора в субъектах Федерации начинают требовать аккредитацию на выполнение анализов именно отходов, спрос рождает предложение, Россакредитация начинает аккредитацию по ПНД Ф 16.3.55-08 (главные инструменты – лопата, весы), причём данный документ предназначен только для определения морфологического состава и только ТБО. Значит для компонентного состава (по букве приказа Минприроды России) юридически не годится. Но Управления Росприроднадзора идут дальше – предоставьте аккредитацию лаборатории на определение таких «веществ или компонентов» (так в письмах!), как стекло, бетон, картон, бумага, битый кирпич и т.д. и т.п. – названия точные, как в таблице Менделеева.
2. Федеральный закон № 416-ФЗ. Бедные предприятия! Работать по этому закону невозможно. Юридически получается, что все водопользователи должны оформить НДС. Без очистных НДС не может быть утверждён. Вывод – все предприятия, имеющие сброс в централизованную канализацию, должны построить очистные сооружения.
Хуже всего складывается ситуация для предприятий группы ОАО «Газпром». Построены, причём совсем недавно, новые очистные сооружения на многих месторождениях. Для улучшения работы дочерние предприятия передали их специализированному подразделению ООО «Газпромэнерго», у которого теперь и очистные, и утверждённые НДС. По новому закону чтобы сдать стоки в ООО «Газпромэнерго», нефтегазодобывающим предприятиям необходимо очистить сточные воды (построив ещё одни очистные), выполнить проект НДС и утвердить его, естественно только после ввода в строй очистных сооружений… или ликвидировать специализированное подразделение и опять передать газовикам непрофильную работу.
3. Проект НООЛР. Формально, если сменить в течение действия проекта организацию, которая принимает отходы на размещение, проект становится недействительным, так как Административным регламентом не предусмотрена процедура корректировки проекта. Естественно, Управления Росприроднадзора будут аннулировать лимиты на размещение. Значит, необходимо выполнять проект заново. А это время, деньги, сверхлимитные платежи.
4. Проект ПДВ. Вся нормативная база – это 1989,1991 и 1995 гг. Методическое пособие – хороший, грамотный документ, но не имеющий никакой юридической силы, так как не является нормативным актом. В Административном регламенте разнесены такие процедуры, как утверждение проекта и выдача разрешения. Причём требуется предоставить для получения разрешения на выбросы утверждённый проект, что нарушает законодательство в части требования документов, имеющихся в государственных органах. Практически это позволяет Управлениям Росприроднадзора затягивать время рассмотрения проектов – утверждение посылается почтой. А это месяц, а в Якутии и все три возможно. Значит, от сдачи проекта до получения разрешения пройдёт в лучшем случае 4–5 месяцев (30 рабочих дней – одна процедура, 30 рабочих дней – вторая и месяц-полтора – почтовое сообщение. В Регламенте не указан способ отправки, значит, можно почтой! Иногда и дойдёт).
5. Проекты ПДВ и НООЛР для строительных, буровых и множества сервисных компаний. Что считать передвижным источником? Строят дорогу длиной 200 км, перемещают и котельные, и дизельэлектростанции, и всё остальное в другой муниципальный район. Следовательно, новые проекты, новые утверждения, разрешения и лимиты. А тендеры, которые можно выиграть в другом конце страны, и сразу познакомиться со статьями КоАП РФ?
Сложных тем ещё очень много.
Поэтому грустное впечатление осталось от Форума: вопросов – всё больше, а ответов нет.
В.И. Быков, ЗАО СибЭНТЦ, г. Новосибирск
В целом я удовлетворён участием в Экологическом форуме.
За мою 35-летнюю экологическую деятельность (мне приходилось работать не только экологом-проектировщиком, но и инспектором муниципального экологического надзора в городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов) в первый раз посчастливилось принять участие в таком представительном экологическом мероприятии, где основными докладчиками выступали специалисты самого высокого уровня – руководители профильных департаментов и управлений Минприроды России и Росприроднадзора. И в этом большая заслуга устроителей этого замечательного Форума!
А.Б. Ярошевский, ООО «Экада-Т», г. Казань
У любого специалиста, работающего в области экологии, всегда возникает много вопросов. Найти на них ответы, не выходя за пределы своего предприятия, невозможно. Надо отдать должное редакции журнала «Экология производства», которая не просто наполняет информационное пространство, но и благодаря грамотной политике и умению формировать авторский коллектив журнала из специалистов высокой квалификации, помогает своими материалами природоохранным службам предприятий.
Однако ни чтение журнала, ни присутствие на интернет-форумах не способно заменить живого общения – возможности обменяться мыслями с коллегами из разных регионов, услышать мнения о перспективах развития экологического законодательства, в том числе от представителей Минприроды России и Росприроднадзора. Из такого общения узнаёшь много нового, а на этом Форуме я ещё впервые увидел людей, находящихся «по разные стороны баррикад», которые хотят не только услышать друг друга, но и улучшить ситуацию.
Поэтому хочется верить, что Форум будет способствовать сближению позиций, лучшему пониманию общих проблем и внесёт свой вклад в совершенствование экологического права, а значит, и в улучшение качества окружающей среды!